ГлавнаяБлог Юзабилити сайта – что это такое и как провести его аудит

Юзабилити сайта – что это такое и как провести его аудит

Юзабилити сайтаЭффективность сайта и его коммерческая отдача зависят от целого ряда факторов. Одним из важнейших является юзабилити сайта – то есть уровень его удобства и простоты для пользователей, понятность интерфейса. Одни сетевые ресурсы «дружелюбны» по отношению к пользователю, в них все просто, удобно, понятно, функционально. И наоборот, есть очень неудобные сетевые проекты, с которых пользователи быстро уходят. А это – упущенные возможности, неполученная прибыль.

Разработка юзабилити сайта – достаточно сложная задача, заниматься ею должны профессионалы. В то же время, даже сетевые ресурсы, созданные специализированными веб-студиями или частными веб-мастерами, нередко грешат множеством ошибок. Как понять, насколько Ваш сайт удобен для посетителей? В первую очередь, по анализу их поведения с помощью Яндекс.Метрики и Google Analytics. О том, что у сайта есть какие-то серьезные проблемы с удобством его использования, говорят следующие факторы:

  • большинство посетителей уходят в течение 15 секунд;
  • маленькая глубина просмотра, не более 2 страниц;
  • жалобы пользователей на неудобство ресурса, сложность поиска информации;
  • низкая конверсия – очень мало посетителей становятся клиентами.

Если Ваш интернет-проект имеет недостаточную коммерческую отдачу, если статистика говорит о том, что зашедшие на него посетители очень быстро уходят, есть большая вероятность того, что главной причиной этого являются ошибки, допущенные при его создании.

Разработка юзабилити сайта

Как самостоятельно оценить юзабилити

Самостоятельный аудит юзабилити сайта – вещь достаточно полезная, но не всегда достаточная. Сложность в том, что владельцу сайта, не знающему тонкостей этой работы, бывает достаточно трудно оценить всю совокупность факторов, влияющих на удобство сетевого ресурса для пользователей. Тем не менее, самостоятельный аудит во многих случаях позволяет выявить какие-то проблемы.

Usability сайта оценивают по нескольким критериям, основными являются:

  • техническая исправность;
  • дизайн;
  • навигация;
  • контент;
  • наличие конверсионных элементов.

Usability сайтаТехническая исправность – очень важный параметр. Если сайт медленно открывается, большинство посетителей не станут дожидаться его загрузки. Весь контент должен корректно отражаться на любых устройствах, от ПК до планшетов и смартфонов. Очень раздражает пользователей и нерабочий функционал, ошибки при открытии страниц, форм, использовании различных элементов.

Дизайн – исключительно важный параметр юзабилити сайта. В сети можно найти множество проектов, очень неудобных в плане дизайна. Главные ошибки: мелкий шрифт, светлый текст на темном фоне, непривычное расположение элементов, хаотичная структура, использование нетипичных иконок, мешающий чтению текста пестрый фоновый рисунок, разный стиль страниц, очень большие страницы с долгой прокруткой.

Навигация сайта – должна быть простой, понятной и удобной. В данном случае лучшее – враг хорошего. Не надо гнаться за оригинальностью, предлагая пользователю неудобные и непонятные меню, расположенные в непривычных местах. При переходе на любую страницу пользователь всегда должен понимать, как ему вернуться назад или на главную страницу (должны быть предусмотрены так называемые «хлебные крошки»). Даже до самой удаленной страницы пользователь должен добраться максимум за три-четыре клика мышкой. Все пункты меню должны быть хорошо видны и выделяться при наведении курсора.

Usability аудитКонтент – дает посетителю информацию о назначении сайта, предоставляемых продуктах и услугах, позволяет познакомиться с материалами, соответствующими его тематике. Usability аудит предполагает оценку контента с точки зрения его полезности, удобства восприятия информации. Информация должна быть четко структурирована, поделена на страницы с понятными названиями. Должно быть удобное форматирование – разделение текста на абзацы, наличие заголовков и подзаголовков, списков.

Очень полезно наличие изображений, таблиц. Для ускорения загрузки страниц вместо «тяжелых» изображений лучше размещать их превью. При необходимости посетитель сможет просмотреть заинтересовавшее его изображение в полном размере.

Все тексты должны быть написаны понятно и доступно, особенно в том случае, если они рассчитаны на массовую аудиторию. В текстах очень полезно вставлять анкоры – ссылки на соответствующие тематические разделы. Разумеется, в текстах не должно быть грамматических и орфографических ошибок, это недопустимо.

Конверсионные элементыНаличие конверсионных элементов – в данном случае речь идет о форме оформления заявки, кнопках «Купить», «Подписаться», «Оформить заказ» и т.п. Если посетитель решил приобрести товар, воспользоваться услугой, выполнить другое интересующее Вас действие, он должен сделать это максимально быстро и легко. В то же время, прорабатывая юзабилити сайта, не злоупотребляйте такими элементами – если соответствующие кнопки и призывы встречаются на каждом шагу, если постоянно всплывают окошки с предложением оформить заказ, позвонить, заказать обратный звонок, воспользоваться консультацией и т.д., это может заставить пользователя уйти. Просто дайте ему возможность спокойно изучить материалы сайта и сделать заказ.

Безусловно, это далеко не все принципы грамотного построения сайта. Очень многое здесь зависит от характера сетевого проекта – на практике аудит юзабилити интернет магазина очень сильно отличается от оценки удобства использования лендинга, сайта-визитки или информационного ресурса. У каждого проекта свое назначение, своя аудитория. Соответственно, отличаются и задачи при построении – где-то надо просто привлечь аудиторию, а где-то необходимо плавно подвести посетителя к выполнению целевого действия – например, оформлению заказа.

Объективность самостоятельного юзабилити аудита

Самостоятельный юзабилити аудитОдной из главных проблем при самостоятельной оценке удобства и привлекательности сетевого проекта для пользователей является субъективность собственного мнения. Вам может очень нравиться дизайн Вашего сайта, Вы можете считать его исключительно привлекательным и интересным – но так ли это на самом деле? Действительно ли удобна навигация или Вам это только кажется? Ведь то, что нравится Вам, далеко не обязательно будет нравиться остальным.

Именно поэтому оценку веб юзабилити обязательно следует доверять и сторонним людям. Пусть это даже будут не специалисты, а обычные пользователи – например, Ваши друзья и знакомые, хотя бы пять человек. Дайте им адрес интернет-проекта, попросите изучить его и ответить на несколько вопросов:

  • Нравится ли Вам дизайн? Если нет, то что именно не нравится?
  • Удобна ли навигация? Если нет, то что именно Вам в ней не понравилось?
  • Довольны ли Вы скоростью открытия сайта? Если ли в его работе ошибки?
  • Понравился ли Вам контент? Какие пожелания Вы могли бы дать?
  • Есть ли на сайте что-то, что может заставить Вас уйти?

Мнение одного человека не является определяющим (помним о субъективности). Но если сразу несколько человек укажут на одни и те же проблемы, к их мнению уже стоит прислушаться. Это один из самых простых и действенных методов оценки юзабилити сайта со стороны обычных пользователей. Устранив выявленные проблемы, Вы гарантированно улучшите отдачу от Вашего сетевого проекта.

Профессиональный usability аудит сайта

Профессиональный usability аудит сайтаБезусловно, нет никаких препятствий к тому, чтобы изучить основы юзабилити и постепенно довести свой сайт до ума, устранив все выявленные ошибки. Этим путем идут очень многие владельцы сайтов, у него есть множество достоинств – как минимум, Вы получите большой объем новых для Вас знаний, сможете эффективнее администрировать свой сетевой ресурс.

Но у данного пути есть и существенный недостаток – потеря времени. А время в случае коммерческого проекта – это в прямом смысле слова деньги. Также следует учитывать, что грамотный аудит юзабилити – это сложное дело со своими тонкостями, многие из которых известны только специалистам, профессионально занимающимся этой работой.

О чем это говорит? О том, что во многих случаях оценку юзабилити сайта лучше доверить специалистам. Кроме того, важно не только выявить недостатки, но и устранить их. Многие компании, предоставляющие услуги аудита, берутся и за устранение выявленных ошибок и недоработок.

Как часто следует оценивать удобство сайта для посетителей?

Ответ на этот вопрос очень прост – постоянно. Тестирование usability – это та работа, которая никогда не должна прекращаться. Необязательно постоянно привлекать к ней специалистов, но работать над совершенствованием сайта с точки зрения его удобства и полезности для посетителей следует все время.

Основы usability желательно знать каждому владельцу сайта. Необходимо регулярно анализировать поведение пользователей по отчетам Яндекс.Метрики и GoogleAnalytics, искать пути улучшения сайта. Здесь следует проявлять здоровый консерватизм – частые изменения на сайте тоже вредны, так как посетители успевают к нему привыкнуть. Любые доработки и нововведения должны быть оправданы.

В интернете есть множество статей по юзабилити, при желании можно найти примеры аудита юзабилити интернет магазинов, лендингов, сайтов различной направленности. Такие примеры дают понимание того, в чем заключаются основные ошибки, в каком виде специалисты выполняющих аудит компаний предоставляют свои отчеты.

Напоследок отметим, что все расходы, связанные с оценкой юзабилити сетевого проекта, многократно окупаются. Не столь важно, выполняете Вы эту работу самостоятельно или доверяете специалистам – главное, чтобы она была сделана.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • 620010, г. Екатеринбург
    ул. Грибоедова, 32/20, оф. 707, 709
    Тел. +7 (343) 204-78-80
    E-mail: client@artena.ru
  • 625049, г. Тюмень, ул. Новосибирская, 131.
    Тел. +7 (3452) 39-65-52,
    E-mail: tumen@artena.ru
  • 119331, г. Москва, пр-т Вернадского, 29, офис 508
    Тел. +7 (495) 128-21-42
    E-mail: msk@artena.ru
Похвалить
Пожаловаться
Посоветовать